Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя
1 |
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. |
2 |
Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки. |
3 |
Объективная и систематическая оценка (и отметка) стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. |
4 |
При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. |
5 |
Отметки выставляются за:
|
6 |
Что проверять?
|
7 |
Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка. |
8 |
Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание |
9 |
Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка. |
10 |
При анализе ответа учитель определяет:
|
11 |
Выставление отметок в дневник - обязанность учителя. |
12 |
Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму |
13 |
Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. |
14 |
Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. |
15 |
Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле |
16 |
Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ |
17 |
Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала. |
18 |
Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструктивно-методическим письмом» объёмом работы. |
19 |
Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке. |
20 |
Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят. |
21 |
Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе. |
22 |
Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, к необъективным отметкам за четверть, год. |
23 |
При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи". |
24 |
Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше. |
25 |
Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками. |
26 |
Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ. |
27 |
Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки. |
28 |
Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство. |
29 |
Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса. |